Churches and temples of old Taganrog
После установления советской власти для верующих настали тяжелые времена. Как и в других храмах, из Греческой церкви были изъяты все ценности из золота и серебра. Закрыта она была позже остальных церквей, поэтому в последние годы существования у нее был большой приток прихожан. Дело в том, что советская власть считала ее иностранной и оставила непри-
косновенной. И если в других храмах колокола сняли, то здесь их не тронули; по словам же Филевского, церковь принадлежала не греческому правительству, а русскому и с разрешения Екатеринославской епархии могла иметь священника-грека.
16 июня 1938 года церковь все-таки закрыли, и через три месяца, 16 сентября, началась ее разборка.
Долго еще жителивидели полуразрушенную колокольню, пока наконец в 1956 году на ее месте не выстроили многоэтажный дом.* * *
В начале XIX века границы быстро растущего города неотвратимо удалялись от места его первоначальной закладки крепости. Потребность в строительстве еще одной церкви стала ощущаться все сильнее. На необходимость постройки нового храма обратил внимание
и император Александр I. При последнем посещении Таганрога в 1825 году он пожелал воздвигнуть новый собор на Александровской площади на месте, где сейчас пересекаются Чеховская улица и Красный переулок. Решая проблему постройки новой церкви, жители Митрофаниевской улицы и Большого Кампенгаузенского переулка избрали попечительский совет из инициативных граждан, болевших за дело церкви. А 9 мая 1864 года в Успенском соборе собралось духовенство города, и крестный ход при звоне колоколов направился на Александровскую площадь. Место закладки Митрофаниевской церкви торжественно освятили. В конце 1866 года возведение церкви закончили и приступили к внутреннему убранству, а 18 сентября 1867 года в ней начались богослужения. Храм был построен в строгом византийском стиле (ил. 7).
Здесь отставной лейтенант флота, легендарный Петр Петрович Шмидт, 19 мая 1891 года со своей женой Домникой Гавриловной крестили своего сына Евгения. Как и в других храмах, печальная участь постигла церковную утварь, которую советская власть в первые годы своего правления отняла у духовенства. Служба в церкви шла своим чередом, и в 1932 году в обновленческих церквах (к ним относилась и Митрофаниевская церковь) праздновали десятилетие "Живой церкви". Однако тучи сгущались, и гроза разразилась 8 июля 1934 года, когда на заседании президиума горсовета было принято решение о сносе храма в целях подготовки площади под строительство нового городского театра.
Окончила существование еще одна церковь в городе. Но "свято место пусто не бывает", и на месте бывшего Божьего храма построили крытый рынок-павильон "Молоко".
* * *
С увеличением численности населения и расширением границ города возникла потребность в устройстве еще одного храма в той части, которая была бы наименее удалена от существующих и в то же время учитывала дальнейший рост города. По предложению богатого купца, старосты Ружской церкви Афанасия Белова, место выбрали на ярмарочной площади (район существующего молзавода). Городское общество безвозмездно уступило участок земли, и в апреле 1868 года на нем приступили к строительству церкви, а в феврале 1878 года в ней начались богослужения; церковь была названа в честь святого Архангела Михаила (ил. 8 ).
Крытое железом длинное каменное здание церкви, в плане напоминающее крест, имело пять глав и шестую колокольню. Шесть установленных на звоннице колоколов имели общий вес 500 пудов, из них самый большой достигал веса в 400 пудов. Звук его был так силен, что слышен был в селе Николаевке. Здание храма обнесли металлической оградой, установленной на каменном фундаменте. При