Churches and temples of old Taganrog
храме устроили богато оборудованную церковно-приходскую школу, считавшуюся лучшей в городе. Для священнослужителей недалеко по Александровской улице имелся специально приспособленный дом. Приход церкви являлся самым многочисленным в городе. Расположенный в районе железнодорожного вокзала, храм посещали многочисленные верующие из ближайших сел и Собачеевки - рабочего пригорода.
В 1922 году в доход государства из церкви изъяли церковную утварь, в 1923 году церковь закрыли и в дальнейшем разобрали, Полученным от разборки щебнем засыпали сырую местность в районе бывшей лесной биржи, кирпич использовали при строительстве Дворца культуры комбайностроителей.
* * *
Мысль о постройке в Таганроге лютеранской церкви возникла в 1864 году, когда для этих целей общество приобрело небольшой участок земли в районе пересечения улицы Николаевской с Кампенгау-зенским переулком.
Вокруг стоящей здесь небольшой столярной мастерской воздух благоухал запахами сирени, которая густыми зарослями обступала мастерскую со всех сторон. Произведя в помещении мастерской необходимые перестройки, здание использовали как евангелическо-протестантский молитвенный дом (кирху).
Записи в церковных книгах велись на русском языке, за исключением имени и фамилии, которые дублировались на латыни. На момент открытия кирхи в Таганроге насчитывалось 84 человека протестантского вероисповедания. Посещали лютеранскую церковь служащие посольств заводов, ремесленники, торговцы. Церковь прекратила свое существование в 1923 году (ил. 9).
* * *
Проживающие в Таганроге католики на первых порах не имели своей церкви, и лишь по ходатайству градоначальника барона Кампенгаузена от императора Александра I было получено разрешение на постройку римско-католической церкви за счет казны.
К католической церкви Александр I питал особую слабость. Он не только дал разрешение на ее постройку, но и приказал соорудить ее из средств общего строительного комитета, не произведя специальных сборов с католического населения. Это обстоятельство как бы подтверждает смутную догадку о симпатии Благословенного к католической вере.
После постройки и внутренней отделки костела в нем с 1812 года начались богослужения (ил. 10). Первым ксендзом назначили Серафима Гольфельда, присланного из Литовской провинции. На момент строительства церкви в городе проживало около 300 католиков, и в течение длительною времени это число поддерживалось на неизменном уровне. В мае 1907 года костел отмечал столетие со дня освящения места закладки храма. На празднество прибыл епископ
Тираспольский в сопровождении 14 священников и с ним три монаха-проповедника Францисканского ордена. При участии струнного оркестра под управлением Валериана Молла состоялась торжественная служба.
При советской власти в 1923 году католическую церковь закрыли и затем сдавали помещение храма в аренду артели под мастерскую. В предвоенные годы здание перестроили и переоборудовали под детскую библиотеку имени М. Горького, которая действует и поныне.
* * *
До постройки синагоги еврейское население города пользовалось молитвенным домом. После пожара, при котором молитвенный дом сгорел, еврейская община и ее сборщик Яков Браиловский с 1846 года начали ставить вопрос о постройке капитального здания синагоги.
Получив разрешение от Министерства внутренних дел, в феврале 1859 года строители приступили к возведению здания
6. Александровская площадь (справа видна Митрофаниевская церковь). Издатель В. Воробьев. Фототипия. 1908.
7. 4-х классное женское училище (слева вид на Митрофаневскую церковь). Издатель неуказан. № 62601. Фототипия.1910.
8. Церковь Св. Михаила. Издатель А. Майзель. Фототипия. 1901.
9. Лютеранская церковь. Издатель не указан. № 50790. Фототипия. 1910.
10. Католический костел. Издатель Бр. I. Р. н. Д. (Братья Йохвидсон, Ростов-на-Дону). Фототипия. 1908