Move up

Taganrog on old card

The site is devoted history of Taganrog

ENGLISH DEUTSCH РУССКИЙ

Home

  | 

Guest book

  | 

Thanks

  

The list of articles:

1.Taganrog on an old card
2.Churches and temples of old Taganrog
3.Counter from Taganrog
4.The first card of Taganrog
5.Trading-advertising counter
6.Club releases of cards
7.About correspondence of relatives of A.P.Chehov on post cards
8.The Caucasian wars of the XIX-th century in meetings of collectors
9.Image A.P.Chehov in the world of collections
10.Post releases of military years
11.Tickets «МММ» of Sergey Mavrodi
12.Well-known таганрожцы in post releases
13.Whether it is possible to put an end?
14.Space in post releases of Taganrogs
15.A.B.Lakier the Founder of Russian heraldry
16.Architectural shape of Taganrog on old cards
17.The interrupted flight in the Russian cinema
18.Orlov's memories
19.We celebrate the hero of the anniversary

Taganrog on an old card

Navigation on pages:    1 | 2 | 3 | next »
date: 26.03.2008

Taganrog on an old card


В этом небольшом очерке авторы воспроизводят некоторые сведения, полученные в процессе работы над альбомом-каталогом "Чеховский Таганрог на старой открытке". Речь пойдёт о таганрогских издателях и фотомастерах конца ХIХ-начала XX веков, плодотворная деятельность которых позволила донести до наших дней облик старого города.



Ил.1. Памятник Петру I у входа в городской сад. (1 Памятник установлен к 200-летию Таганрога (в 1898г.) при активном участии А.П. Чехова, открытие его состоялось лишь в 1903 г.). Изд. К.В. Василевский

М
ода на видовые открытые письма и почтовые карточки с достопримечательностями городов и населенных пунктов, возникшая в конце XIX -начале XX веков не минула и провинциальный Таганрог, который, утратив своё стратегическое военно-морское положение после обретения Россией Крымского полуострова, быстро превратился (по замыслу императрицы Екатерины II) в крупнейший морской торговый центр юга России.

15 большинстве российских городов издателями видовых открыток выступали различные частные фирмы. Б Таганроге это были владельцы книжных и писчебумажных магазинов, фотографических ателье м салонов. Собствен ной полиграфической базы они не имели и печатали свою продукцию в Москве, Санкт-Петербурге, а то и за границей. Видовыми сюжетами Таганрога их снабжали местные фотографы, которые, несмотря на невысокий технический уровень фотодела в конце XIX века, в своих работах подавали примеры высокого мастерства и топкого вкуса.

Несмотря на большое количество исследований по истории Таганрога, выполненных в XX веке как профессиональными историками, так и пытливыми краеведами, мы, к сожалению, немного знаем о тех, кто причастен к изданию видовых открыток, об их родственных и семейных связях, биографических данных, общественном положении и об их судьбах в послереволюционный период. Почти ничего об этом не сказано и в фундаментальной работе "История города Таганрога" П.П. Филевского (1856-1951), педагога, члена Северо-Кавказского археологического и историко-этногра-фического общества, историка краеведа, выпущенный в 1898 г. к 200-летию города. Авторами по крупицам были собраны некоторые сведения об основных фотографах и издателях Таганрога.

Владельцами крупных фотоателье, кабинетов и салонов в Таганроге были И.Рубанчик, С.Исакович, С.Шик, А.Норд-штейн, А.Шютц, II. Владимиров, А. Перов, М. Рыбаков,

Ил.2. Таганрогский Маяк (Сооружён в 1878 г., высота 22 метра, на переднем плане метеостанция, в 1970 г. разобран). Изд. Майзель




С.Герцева, И.Майков, Н.Грамм, В.Витченко, П.Земский, А.Ростовцев, М.Сазонов и другие.

Невозможно полностью восстановить имена тех, кому мы обязаны выбором сюжетов и композиций, имена целой армии скромных мастеров-фотографов, благодаря нелёгкому труду которых можно заглянуть в прошлое.

Владельцами книжных и писчебумажных магазинов, которые брались за выпуск видовых открыток, то есть выступали в роли заказчиков перед издательскими фирмами, были К.Василевский, А.Майзель, Г.Половик, В.Воробьёв, Г.Михлин, М.Кулаков, И.Рубанчик, П.Шведиков и И.Пукьяненко.

Видовые открытки Таганрога самостоятельно издавали и центральные открыточные фирмы России, такие как "Контрагенство печати" А.С.Суворина (Москва), Товарищество "Контрагент печати" Шерер, Набгольц и Ко (Москва), Северное художественное издательство (Москва) и другие.

Однако большинство этих выпусков лишь повторяли авторские работы таганрогских фотомастеров, запечатлевших для будущих поколений изумительные угалки и памятные места города, как сохранившиеся до наших дней, так и безвозвратно утраченные.

В небольшом одноэтажном доме на центральной улице города (Петровская, 58) снимал помещение мастер портретной фотографии Симон Исакович, который и открыл первую в Таганроге фотографию. В пользу этого говорит тот факт, что в качестве ретушера в ней ещё в 60-х годах XIX века работал некоторое время известный художник-пейзажист Архипп Куинджи. В последствии это дом С.Исаковичем был выкуплен.

В начале XX века дом по Депальдовскому переулку, 12 приобрёл ростовский мещанин Иосиф Рубанчик, открывший в нём кабинетную фотографию. Совместно с фотографом С.Шиком он выпустил большую серию художественных фотографий с видами Таганрога ко дню празднования

Navigation on pages:    1 | 2 | 3 | next »