Билеты «МММ» Сергея Мавроди
дата: 07.08.2010
![]() |
|||||||||||
Одна из самых известных в России финансовых «пирамид» Сергея Мавроди, рухнувшая в конце 1990-х годов, оставила вкладчиков с обесцененными билетами и акциями. Теперь эти боны являются предметом коллекционирования, так как их хорошее качество (печатались за рубежом и на Гознаке), разнообразие выпусков и разновидностей всё больше привлекают внимание коллекционеров, напоминая о финансовом лихолетье страны.
Билеты «МММ» недостаточно полно представлены в известных авторам каталогах, как в русскоязычном - П.Ф. Рябченко [1], так и в немецком - Я Лабри [2]. Немного сведений о самих выпусках билетов МММ можно почерпнуть и из автобиографической книги Сергея Мавроди [3]. Наличие у авторов и других коллекционеров билетов МММ, отсутствующих в этих каталогах, а также ряд неточностей в них и побудило систематизировать все имеющие сведения и составить компактный табличный перечень для опера-
|
тивного и удобного использования при поиске нужных билетов.
Наиболее полно классификация билетов МММ по различным признакам приведена в немецком каталоге [2]: по водяным знакам, портретам, микротекстам, УФ-свечению, надпечаткам, шрифтам серий и номеров, цвету. Описано пять типов водяных знаков, принадлежащих различным издателям: тип 1 - страна-изготовитель Германия, тип 2 - США, тип 3 - изготовитель не установлен, тип 4 - фирма Н-Т-Граф (Москва), тип 5 - (Гознак) Москва.
Микротексты и УФ-свечение на билетах МММ обеспечивают их защиту от подделок. Однако эти признаки, устанавливающие подлинность самих билетов, являются вторичными для целей их предварительной классификации. Шрифты серий и номеров на бонах отличаются большим разнообразием, их в этом каталоге выделено десять типов.
Наиболее информативным и главным признаком следует считать портретное изображение С.
|
Мавроди в совокупности с его обрамлением, а также их цветовую гамму. Таких совокупных разновидностей авторы определили восемь типов. В каталоге [2] предложено использовать для классификации лишь портреты автора пирамиды, без обрамлений (выделено 4 типа портретов). Это, на наш взгляд, не очень удобно, так как зрительно сложно различать портреты одного человека, которые на всех билетах выполнены вполоборота и в схожей манере.
Другие информативные признаки, упомянутые выше: типы и размеры шрифтов серий и номеров, водяные знаки, а также надпечатки достаточно полно, по нашему мнению, представлены в немецком выпуске и авторами не пересматривались, частично заимствованы и приведены в этой статье с учётом собственного представления об их значимости. В сводной таблице билетов МММ оставлены для удобства номера и стоимость билетов (в долларах США), описанных в каталоге П.Ф. Рябченко.
|
|||||||||
Классификация билетов МММ по портретам и их обрамлениям
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Литература: [1 ] П. Ф. Рябченко « Полный каталог бумажных дензнаков и бон России, стран СНГ (1769-2003)» том 3. «Боны стран СНГ и Прибалтики», Изд. «Випол». Киев, 2005, стр. 4049.
[2] Я. Лабри «Билеты АООТ «МММ» (российская версия). Из-во EDITON, М & S, стр. 71 -103.
[3] С. Мавроди «Вся правда о МММ». История первой пирамиды. Из-во РИПОЛ классик. М, 2007.
|