Der unterbrochene Flug im Russen Kino
Datum: 24.01.2013
|
|||
сменив Константинополь на Милан, Милан на Вену. На арендованной им вилле в Бадене организует в 1922 году исследования по звуковому кинематографу, однако недостаток средств останавливает эти работы. В эмиграции скончалась супруга Ханжонкова - Антонина Николаевна.
В 1923 году, приняв предложение акционерного общества «Русфильм», он вернулся на родину. Сам нарком просвещения Луначарский прислал приветственную телеграмму. Некоторое время маэстро работал консультантом в «Госкино» и заведующим производством «Пролеткино».
В 1926 году вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован и привлечен к уголовному процессу о финансовых нарушениях, приведшему к закрытию этой фирмы. Вскоре А. Ханжонков был освобожден, но получил запрет на работу в кино и лишен политических прав. У него резко ухудшилось здоровье, и со второй женой Верой Дмитриевной он уехал жить в Ялту. Его дети остаются за границей, дочь приедет Россию в 1926 году, а сын - в 1956 году, и оба свяжут свои профессии с советским кинематографом.
В 1934 году в связи с 15-летием советского кино и за большой вклад в отечественное киноискусство он был (по личной просьбе) реабилитирован и получил персональную правительственную пенсию. А. Ханжонков пережил немецкую оккупацию Крыма и даже, как «лишенец» советской власти, привлек внимание немецкой пропаганды к своей персоне. Немцы вернули в Ялте Ханжонкову его дом, правда, ненадолго. Прикованный к инвалидной коляске, мэтр кино скончался 26 сентября 1945 года.
К сожалению, документального подтверждения посещений А. Ханжонковым города Таганрога не найдено, хотя по логике жизни это должно было произойти, скорее всего, в его молодые годы. Уж больно тесны связи мест его рождения и учебы с нашим городом - жемчужиной дореволюционной России и столицей Дона - Ростовом-на-Дону, в которой он полюбил кино.
|
|||
Памятник A.A. Ханжонкову в Ялте. Фото СВ. Ракочего, 2011 г.
|
|||
Мастерство первой плеяды режиссеров, продюсеров, операторов высоко подняло планку культуры «светописи» в русском немом кинематографе, и советскому общественному строю достались профессионально опытные, но далекие от понимания «новых задач» творческие кадры. Однако их богатое наследие позволило успешно начать создание молодого советского киноискусства на хорошей технической (хотя и иностранной) базе и бесценном опыте, в том числе на русском творческом наследии A.A. Ханжонкова.
По информации сети Интернет известный скульптор Зураб Церетели предложил в 2009 году поставить созданный им несколько лет назад памятник A.A. Ханжонкову в Ростове-на-Дону. Мэтр кино - во весь рост, с кинокамерой на штативе - таков замысел этой скульптурной группы в гипсе.
В августе 2011 года в Ялте был открыт памятник Ханжонкову как основателю российской киноиндустрии и Ялтинской киностудии - дар Международного телекинофорума «Вместе», скульпторы Геннадий и Федор Паршины.
|