Таганрог на старой открытке
Таганрог на старой открытке
В этом небольшом очерке авторы воспроизводят некоторые сведения, полученные в процессе работы над альбомом-каталогом "Чеховский Таганрог на старой открытке". Речь пойдёт о таганрогских издателях и фотомастерах конца ХIХ-начала XX веков, плодотворная деятельность которых позволила донести до наших дней облик старого города.
Ил.1. Памятник Петру I у входа в городской сад. (1 Памятник установлен к 200-летию Таганрога (в 1898г.) при активном участии А.П. Чехова, открытие его состоялось лишь в 1903 г.). Изд. К.В. Василевский
15 большинстве российских городов издателями видовых открыток выступали различные частные фирмы. Б Таганроге это были владельцы книжных и писчебумажных магазинов, фотографических ателье м салонов. Собствен ной полиграфической базы они не имели и печатали свою продукцию в Москве, Санкт-Петербурге, а то и за границей. Видовыми сюжетами Таганрога их снабжали местные фотографы, которые, несмотря на невысокий технический уровень фотодела в конце XIX века, в своих работах подавали примеры высокого мастерства и топкого вкуса.
Несмотря на большое количество исследований по истории Таганрога, выполненных в XX веке как профессиональными историками, так и пытливыми краеведами, мы, к сожалению, немного знаем о тех, кто причастен к изданию видовых открыток, об их родственных и семейных связях, биографических данных, общественном положении и об их судьбах в послереволюционный период. Почти ничего об этом не сказано и в фундаментальной работе "История города Таганрога" П.П. Филевского (1856-1951), педагога, члена Северо-Кавказского археологического и историко-этногра-фического общества, историка краеведа, выпущенный в 1898 г. к 200-летию города. Авторами по крупицам были собраны некоторые сведения об основных фотографах и издателях Таганрога.
Владельцами крупных фотоателье, кабинетов и салонов в Таганроге были И.Рубанчик, С.Исакович, С.Шик, А.Норд-штейн, А.Шютц, II. Владимиров, А. Перов, М. Рыбаков,
Ил.2. Таганрогский Маяк (Сооружён в 1878 г., высота 22 метра, на переднем плане метеостанция, в 1970 г. разобран). Изд. Майзель
С.Герцева, И.Майков, Н.Грамм, В.Витченко, П.Земский, А.Ростовцев, М.Сазонов и другие.
Невозможно полностью восстановить имена тех, кому мы обязаны выбором сюжетов и композиций, имена целой армии скромных мастеров-фотографов, благодаря нелёгкому труду которых можно заглянуть в прошлое.
Владельцами книжных и писчебумажных магазинов, которые брались за выпуск видовых открыток, то есть выступали в роли заказчиков перед издательскими фирмами, были К.Василевский, А.Майзель, Г.Половик, В.Воробьёв, Г.Михлин, М.Кулаков, И.Рубанчик, П.Шведиков и И.Пукьяненко.
Видовые открытки Таганрога самостоятельно издавали и центральные открыточные фирмы России, такие как "Контрагенство печати" А.С.Суворина (Москва), Товарищество "Контрагент печати" Шерер, Набгольц и Ко (Москва), Северное художественное издательство (Москва) и другие.
Однако большинство этих выпусков лишь повторяли авторские работы таганрогских фотомастеров, запечатлевших для будущих поколений изумительные угалки и памятные места города, как сохранившиеся до наших дней, так и безвозвратно утраченные.
В небольшом одноэтажном доме на центральной улице города (Петровская, 58) снимал помещение мастер портретной фотографии Симон Исакович, который и открыл первую в Таганроге фотографию. В пользу этого говорит тот факт, что в качестве ретушера в ней ещё в 60-х годах XIX века работал некоторое время известный художник-пейзажист Архипп Куинджи. В последствии это дом С.Исаковичем был выкуплен.
В начале XX века дом по Депальдовскому переулку, 12 приобрёл ростовский мещанин Иосиф Рубанчик, открывший в нём кабинетную фотографию. Совместно с фотографом С.Шиком он выпустил большую серию художественных фотографий с видами Таганрога ко дню празднования