Церкви и храмы старого Таганрога
каменной синагоги. На этот период в городе проживало 748 евреев. С учетом пожеланий прихожан в 1868 году синагогу решили капитально переделать, вследствие чего был составлен новый проект, и строительство затянулось до 1876 года (ил. 11 ). Второй молитвенный дом по Елизаветинской улице открылся позже, в 1910 году.
После окончания Гражданской войны власти закрыли и опечатали не только синагогу, но и еврейские молитвенные дома, изъяли церковную утварь, а здание большой синагоги и имущество хоральной и малой синагог передали интернациональному клубу. Впоследствии здание синагоги снесли, а на ее месте построили общежитие.
* * *
Двадцатишестилетний революционер Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 года стрелял в Александра II. Покушение не удалось. В честь этого события, счастливо окончившегося для императора, в городе решили построить каменную каплич-ку. Место устройства часовни выбрали в начале Воронцовского спуска, по правой стороне, и по окончании строительства приписали к Успенскому собору. После смерти Александра II в 1881 году богослужения прекратились и капличку закрыли. Богомольцы неоднократно поднимали вопрос и обращали внимание городской думы на ее заброшенное состояние.
В 1929 году помещение каплички первоначально предложили использовать под торговый киоск. Затем, приняв во внимание, что здание постепенно рушится, грозит обвалом и в нем ютятся беспризорники и жулики, президиум горсовета вынес решение часовню закрыть. На месте, где ранее находилась часовня, выстроили многоэтажный жилой дом (ил. 13 ).
* * *
Часовня Палестинского общества появилась после того, как жительница города Варвара Ищенко подарила православному Палестинскому обществу собственный дом. Представитель Палестинского общества в Таганроге Ипполит Ильич Чайковский - брат композитора - обратился с ходатайством в городскую думу выделить место для устройства в нем приюта и часовни. Просьбу уважили, и на высоком берегу построили часовню и приют для временного проживания паломников, ожидающих пароход (ил. 12 ). Приют имел десять коек для мужчин и десять для женщин, а также большой ухоженный сад. В настоящее время этого здания нет, его заменил пятиэтажный жилой дом.
По инициативе греческого купца Вар-ваци было решено построить еще один греческий храм. Место, которое он выбрал, находилось тогда на самом краю города, где сейчас пересекаются Александровская улица и Лермонтовский переулок.
После возведения храма в 1813 году, увидев монументальность и грандиозность здания, Варваци изменил свое первоначальное мнение. Были и другие причины,
о которых Варваци предпочитал молчать. Дело шло о тайной организации греческих патриотов "филики Эритерия", которые вели борьбу за независимость против турецкого протектората. Организация находилась под покровительством Варваци, и в стенах выстроенного монастыря предполагалось размещение ее членов [2].
С разрешения императора Александра I церковь превратили в Греческий мужской монастырь с главным алтарем во имя Святой Троицы и двумя приделами (ил. 14 , 15 ).
Нельзя не сказать несколько слов о том, чьими помыслами и за чьи средства построен в Таганроге Греческий мужской монастырь. Иван Андреевич Леонтидис по прозвищу Варваци (впоследствии утвердившемуся как фамилия Варваци) родился в 1750 году на острове Псара в Эгейском море. Получив в наследство от отца небольшое судно с командой, он участвовал под начальством Алексея Орлова в морской битве при Чесме. После заключения мира изъявил желание ехать в Россию. Получив разрешение, отправился на своем корабле в путь. Турки судно конфисковали, Варваци арестовали, и только бегство спасло его от гибели. Через всю Россию, без денег, молодой Варваци отправился в Петербург, где встретился с Екатериной II, которая выдала ему денег и по просьбе Варваци разрешила ему заняться рыбным промыслом в Астрахани.
Уже в преклонных летах он переселился в Таганрог, посчитав местный климат более благоприятным для своего здоровья. В 1824 году уехал на родину, где 10 января 1825 года в возрасте 74 лет умер в военном госпитале на острове Занте.
В общей сложности на благотворительные цели Варваци истратил свыше пяти миллионов рублей, а оставшийся капитал в размере полутора миллионов рублей завещал в пользу Греции. На его родине соотечественники поставили ему прекрасный памятник.
Из особого благочестия к Гробу Господнему построенный храм Варваци пожертвовал Иерусалимскому патриархату. Для того чтобы обеспечить дальнейшее существование храма, жертвователь положил в казну московского опекунского совета 60 тысяч рублей, доходы от которых использовали для содержания монастыря.
На основании присвоенных храму привилегий и прав ни один русский монах не мог быть назначен в монастырь. Строил монастырь архитектор-грек, специально приглашенный из Афин. В историко-худо-жественном и художественно-архитектурном отношении здание монастыря представляло особо выдающийся и ценный памятник зодчества [2]. На тот момент он единственный в России был выдержан в строго византийском стиле.
Для поправления здоровья 5 октября 1825 года в Таганрог, где уже находился Александр I, прибыла императрица Елизавета Алексеевна. Прямо с дороги, вместе с мужем и сопровождающими их придвор-
ными, в семь часов вечера она посетила монастырь. Августейшую семью ждали духовенство и почти все население города. Через полтора месяца неожиданная смерть Александра I, последовавшая 19 ноября, повергла в уныние и скорбь приближенных и.жителей города. Длительный обратный путь в Петербург потребовал бальзамирования тела императора, для чего сердце поместили в серебряный сосуд, а внутренности - в специальный герметичный ящик. После бальзамирования останки уложили в свинцовый гроб, который, в свою очередь, поместили в деревянный, обшитый золотой парчой с флагами. Утром 11 декабря состоялся вынос тела императора из дворца в монастырь. День вь|дался холодным, морозным, ветер трепал хоругви и задувал свечи и факелы. Желающих проститься с императором в городе становилось все больше, и, как водится в таких случаях, цены на проживание в домах и гостиницах увеличились более чем в десять раз. По прошествии 18 дней погребальная процессия с гробом императора отправилась в далекий путь и через два месяца достигла Петербурга, где он и был похоронен в Петропавловском соборе.
В 1923 году из монастыря вывезли все ценности из драгоценных металлов, перечень их слишком велик, чтобы все перечислить. А монастырь закрыли и опечатали. Однако монастырь, имевший большую художественную ценность как памятник старой архитектуры, был взят на учет Глав-наукой.
В 1926 году здание монастыря планировалось использовать под музей. В этом же году местная газета "Красное знамя" поместила заметку о том, что "зданию бывшего греческого монастыря угрожает обвал, необходима либо полная разборка, либо капремонт". Решили монастырь разобрать. На его месте в 1933 году построили четырехэтажное жилое здание, и вплоть до войны жители называли его "американка": здесь жили специалисты, приехавшие из Америки и работавшие на авиационном заводе.
* * *
В этом кратком очерке на открытках начала XX века представлены основные храмы Таганрога различных конфессий. Удивительно то, что не были изданы открытки с видами Никольской церкви (в честь Николая Чудотворца - покровителя моряков), а также Кладбищенской церкви Всех Святых. Так уж случилось, что оба этих храма в настоящее время действуют: Свято-Никольский храм был воссоздан в 90-е годы XX века после частичного разрушения, а Всехсвятская церковь вообще не подверглась разрушению, по-видимому, из-за того, что размещалась на городском кладбище и обслуживала ритуальные мероприятия.
1. Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898.
2. Гаврюшкин О.П. Отблески золотых куполов. Таганрог, 1999.